•  
    скоро


    Ретрит в Асилане!
    13-19 августа 2024
    Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
    Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

     

    13-19
    августа

    Асилан



Звук и символ – практические навыки

Вестник БПА, Вып. 93, СПб 2010г.

 

 

Тема звука, работа со звуком, пение, интерес к песнопению – сквозная линия исследований, возможности использования для работы с собой, пространством переживания, работы с состоянием во все времена.

 

1. Природа звука.

 Первозвуки и тварность мира. В древних мифах есть знание о первозвуке, формирующем вибрирующую жидкую океаническую массу. Изначальный звук – вибрация. Немецкий философ-киматик (кима – волна, греч.) Александр Лаутервассер, продолжая исследования Йенни и Хладни,  запечатлевает те узоры, которые проявляются на поверхности воды от вибрации звуков.  Эти структуры имеют аналогии среди форм в природе. Созерцание этих «водных мандал» дает переживание о тварности мира. Особенно глубоко действует динамическое наблюдение, когда изображение меняется параллельно звучащей музыке.

 Вертикаль звука. Со звуком связано его обозначение в символическом звуковом пространстве. Звук проявляет вертикаль. Мы реагируем на частотное качество звука и определяем – высокий он или низкий. По частотному содержанию это соответствует тому, как звук воздействует на человеческий организм. Высокие звуки отзываются в голове. Это область обертонного высокочастотного действия. Чем ниже становится звук, тем более низкие органы и части тела  он захватывает своим резонансом. Это подтверждают исследования Альфреда Томатиса, посвятившего свои исследования слушанию высоких частот.

 

2. Звуки как символы в разных сакральных направлениях и авторских методиках.

 Символический мир христианских песнопений. Вертикаль в восприятии звуков отражает  духовную иерархию в христианском мире. Певчие всегда символизировали ангельское пение. Клирос в храме – место особое.

В Византии сложился стиль пения с исоном (по-гречески – ровно, непрерывно). Мелодия пелась над длящимся тоном, который символизировал вечность и Святую Троицу. Действие такого пения было  глубоко резонансно. Эта традиция была развита по-своему и на Руси. И запечатлелась в знаменном пении. Если представить себе акустику древнего храма, естественный (до-равно-темперированный) лад музыки, основательные звуки исона, и подхваченные акустикой обертоны над спетыми звуками, то получится глубочайшее резонансное духовное явление, объемное в своей структуре.

«Богослужебное земное песнопение берет начало от небесного пения ангелов, славящих Пресвятую Троицу. Пение ангелов – вечно, со своей установленной Богом иерархией, своим небесным уставом. Причина пения ангелов – желание передачи всей твари даров созерцания, получаемых от Бога. Такова божественная природа отражения. Ангелы в виде « второго света», подобно зеркалу, отражают и передают этот Божественный Свет всюду, освещая все вокруг, изливая на тварь через пение»   П.И.Сикур Воспою Тебе.- М.: Русский Хронографъ, стр.335, 2006.

 Символы в обертонном пении.  Если слово обертон встречается в немузыкальном контексте,  оно означает переход на другой уровень, «квантовый скачок». Восприятие символов, настройка на символы позволяет подчас совершить такой качественный  скачок осознания.

Обертонное пение, проявляющее в интервалах «обертонной лестницы» ряд Фибоначчи, становится действующим символом «золотого сечения». Обертоны – это «золотое сечение» в звуке. Поэтому  обертонное пение действует  на слушателя гармонизирующе.

Кроме того, основной тон, сильный и низкий, символизирует землю, обертон, высокий и тихий – небо.

В древних горловых техниках пения есть своя символическая  иерархия.

Нижнему, среднему и верхнему миру соответствовали свои стили горлового пения.  Каргыраа,  Хоомей  и  Сыгыт.

 «PrimaSounds» и настройка чакр. В 60-ые годы двадцатого века венский профессор Арнольд Кайзерлинк, вдохновленный  идеей Гурджиева, стал искать шкалу звуков, которая по шагам звуковысотности явно отличалась бы от принятой диатонической гаммы. Эта последовательность звуков призвана настраивать резонансную систему энергетических центров – чакр. Мы нашли тот продукт, который создал  его американский ученик Ральф Лоузи, диск «Prima Sounds», созданный для специального прослушивания.

  «Музыка Небесных Сфер» - кто слышал её? Небесные светила шествуют по своим траекториям, издавая чудесные гармоничные звуки. Этот образ, понятие и, конечно, символ – от Пифагора до Средневековья имел свои интерпретации. Систему планет часто отождествляли с системой нотации. Еще один вариант уподобить планеты – тону с обертонами и унтертонами. Вояджеры NASA сделали запись электромагнитных колебаний в Солнечной системе. При переводе этих вибраций в диапазон звука получилась «Симфония планет».

Среди шумов и пульсаций можно расслышать и интервалы гармоник.

 Пение в чистом строе. Воссозданию и соединению древнего церковного пения с сегодняшним восприятием посвятил свои занятия профессор Парижского университета Е.Д.Резников. Его семинар «Пение в чистом строе и воспитание аутентичного слуха на материале раннехристианских антифонов и древнерусских песнопений», который он уже много лет ведет в московской консерватории для всех желающих, дает ответы на вопрос, как пели раньше. Мы, как активные участники, испытали на себе возвышающее действие подобного способа. Это подтвердило и дополнило наш резонансный опыт песнопений. Практика пения в чистом строе – это настоящая работа с древними символами христианских традиций.

 

3. Звуковые символы в контексте трансперсональной психологии.

 Символ помогает открыть резонансную цепь пониманий. Поэтому стоит вспомнить символы, связанные со звуком. А также заметить те явления, открывающиеся в исследованиях, которые становятся символами. Как пишет Герман Орлов в книге «Древо Музыки»: «Переживание символа  рождает непередаваемое чувство безграничной целостности».

Орлов Генрих Древо музыки. H. A. Frager & Co, «Советский композитор, Вашингтон – Санкт-Петербург, 1992, с.161

 Именно символический смысл обертона предлагает использовать Арнольд Минделл в процессуальном упражнении. Звук тона и звук обертона помогают проявить образы ситуации и её изменений. Исследование волны А.Минделлом помогает понять обертоны.

В обоснованиях способа Семейных Расстановок их автор Берт Хеллингер часто использует звуковые символы резонанса, гармонии и диссонанса.

 Пение общего звука производит естественное, не ментальное единение людей, создает единое поле поющих. Резонанс в виде вибрации проявленной в теле удается почувствовать от долгого пропевания тона и от сочетаний звуков в чистом строе. Квинта – удивительный интервал, так как обозначает начало обертонной лестницы. Если квинта берется точно, над ней выстраивается структура остальных обертонов.

      Наш опыт ведения семинаров по развитию голоса, обертонному пению показывает, что такие действия, как пение унисона, интервала квинты, пробуждение резонансно-вибрационных ощущений от звуков, пение и слушание обертонов помогает пережить гармонию в себе.

 

Актуальность этой темы и практических знаний, создание системы, вбирающей зерна из разных подходов, – очевидна. Во время перемен, в котором мы сейчас живем, это может быть одним из гармоничных и доступных способов найти опору в самом себе, вспомнить состояния целостности с помощью звука и голоса.

  Обертонная лестница

 

последние записи в блоге

Почему я пою, или длиннопост о перепонках души

Нет, я не собираюсь на оперную сцену и вообще, очень маловероятно, что кто-либо (помимо моих котов) услышит мой сольный концерт.
Началась моя нынешняя история с пением прошлым летом после сессии холотропного дыхания, которую я проходила в рамках обучающей программы как будущий телесно-ориентированный психолог...

Подробнее...

Про эти звуковые импровизации

Странные на первый взгляд эти напевы уху моему, привыкшему к городскому скрипу трамваев, фальцету скорой помощи, басу мотоциклов, бесконечных семплов гудков телефонов, визг тормозов, что дает прилив крови под быструю скорость моей машины. Но несмотря на, казалось, скучность и заунывность этих напевов, чувствуется в них что-то глубоко родное и забытое. Ухо хочет слушать еще и еще.

Подробнее...

Том о Нарочанской пилигримке

Том приехал в Беларусь из Америки искать свои корни. И сразу попал на нашу пилигримку. Он написал небольшую статью, полную благодарности. Вот она.

Подробнее...